ovz7

 
Контактная информация:
adrНСО, с. Верх-Тула, ул. Советская 14
tel18 953-785-26-32
 email1school14@edunor.ru
metЯндекс - карта

Логопедическая работа по формированию лексики у детей с речевыми нарушениями

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.

Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе с ознакомлением с окружающим миром.

Принципы:

. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной деятельности.

. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения.

. Все задания проводятся в определенной последовательности.

Основными задачами словарной работы являются:

обогащение словаря - накопление слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании.

активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения.

устранение не литературных слов.

Приемы словарной работы, которые могут быть использованы:

  • Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.

Новое слово обязательно проговаривается. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводится различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления.

  • Объяснение происхождения данного слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят хлеб, кофейник-посуда, в которой варят кофе, чайник - посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).
  • Употребление расширенного значения уже известного словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех других домов.).
  • Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
  • Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
  • Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
  • Сопоставление предложений по опорным словам.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

У детей с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный словарь развит хуже, чем номинативный, предикативный. Процесс формирования антонимичных полей и их структурация происходит задержано и на данный момент является несформированным. Это необходимо учитывать.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает.

Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.

Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.

В работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.

Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.

Учитывая специфику развития словаря у детей с речевыми нарушениями определены основные направления коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.

         Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

Задачи:

Развитие синонимии.

Развитие связной речи

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра «Придумай предложение»

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

Задачи:

Актуализация синонимов.

Развитие синонимии.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игра «Подбери слово»

Содержание: Логопед (родитель) называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово - приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание, жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум); бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться - (грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный).

Игра «Солнышко

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.

Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».

(отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».

(говорить, разговаривать).

Оборудование: солнышко, лучики.

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.

Задачи:

Обогащение словаря прилагательных.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие слухового внимания и памяти

Примерные виды заданий:

Игра «Назови лишнее слово»

Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Игра «Отгадай-ка»

Отгадывание по картинкам загадок-описаний.

Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Игра «Называй-ка»

Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Задачи:

Актуализация и обогащение словаря прилагательных

Развитие слухового внимания и памяти.

  1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного. Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

  1. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».

Светит (какое?) солнце.

Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

Задачи:

Развитие номинативного словаря.

Развитие слухового внимания и памяти.

  1. Проговаривание наименований предмета.

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»

  1. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.

Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Задачи:

Актуализация и обогащение словаря существительных.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

Игра «Угадай, кто так делает?»

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто?(Голубь.) Жужжит кто?(Жук.) Жалит кто?(Пчела.) и т.д.

Игра «Чудесный мешочек».

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.

Игра «Разложи картинки по сходству»

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Игра «Пара к паре»

(подобрать слова по аналогии на основе различных признаков)

Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть - целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец - овощ, ромашка - (земля, цветок, клумба).

Помидор - огород, яблоко - (забор, сад, груша).

Часы - время, градусник - (кровать, температура, окно).

Машина - мотор, лодка - (парус, вода, палуба).

Игра «Дополняй-ка»

Дополнение смыслового ряда .

Содержание: Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.

Гвоздь - молоток, шуруп - ...

Дом - крыша, книга - ...

Квадрат - куб, круг - ...

Птица - яйцо, растение - ...

Слова для справки: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.

Задачи:

Развитие антонимии.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие слухового внимания.

Примерные виды заданий:

Игра «Выбирай-ка».

Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля».

Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, смех, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

Задачи:

Актуализация антонимов.

Развитие связной речи.

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

Игра «Закончи предложение»

Содержание: Детям предлагается закончить предложение.

Слон большой, а комар...

Камень тяжелый, а пушинка...

Золушка добрая, а мачеха...

Сахар сладкий, а горчица...

Дерево высокое, а куст...

Дедушка старый, а внук...

Суп горячий, а компот...

Сажа черная, а снег...

Лев смелый, а заяц...

         Игра «Сравни!»

Содержание: Детям предлагается сравнить:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть - (раздеть),

Поднять - (опустить),

Бросить - (поймать),

Спрятать - (найти),

Положить - (убрать).

Игра «Слова - «неприятели»

Содержание: к данным словам придумать слова - «неприятели».

1.Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро,
друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,

2.Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый,
темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
         3.Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.

5 направление. Развитие предикативного словаря.     

I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.

Задачи:

Развитие предикативного словаря.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

Лото «Кто быстрее принесет картинку»

Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Игра «Найди приятеля»

Содержание: Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.

Задачи:

Актуализация и обогащения словаря глаголов.

Развитие тактильной чувствительности.

Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра «Кто как кричит?»

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

Лото «Кто как передвигается?»

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово - неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал: входить - …; включать -…; строить -…; засыпать -…;хвалить - …; говорить - …;начинать -…; встречать -...; поднимать - …

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.

Задачи:

Обогащение словаря обобщающих слов.

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

  1. Классификация предметов по картинкам.

Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2.Выделить из серии слов.

Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:

а. Только названия домашних животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

б. Только названия транспорта:

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

Игра «Назови лишнее слово»

Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.

II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

Задачи:

Актуализация обобщений.

Обогащение словаря обобщающих слов.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игра «Назови одним словом».

Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например:

Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)

Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты)

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)

Игра «Что общего?»

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).

         Работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций, познавательных способностей. Процесс формирования лексики должен основываться на системном подходе, учитывать связи развития словаря детей со становлением у них психических функций.

Следует отметить, что коррекционная и профилактическая работы должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала).

Предложенные методические рекомендации можно использовать не только в логопедической работе, но также ими могут пользоваться родители.

 

 

 

 

 

Дидактические игры

  1. «Назови диких животных»

Цель: закреплять навык различения диких и домашних животных по внешним признакам.

  1. « Подбери действие».

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас.

Описание. Педагог спрашивает: «А что животные умеют делать»? и показывает фигурку животного.

Дети, беря в руки фигурку животного, отвечают: «Волк – охотиться, выть, грызть, злиться».

- Заяц – прыгать, прятаться, скакать, дрожать.

- Ёж – колоться, ползать, сворачиваться клубком, охотиться.

- Белка – скакать, запасаться, прыгать, грызть.

- Лиса – заметать следы, охотиться, прислушиваться.

- Медведь – спать, переваливаться, лакомиться.

После подбора действия к нескольким предметам, педагог может назвать любое действие и попросить ребёнка подобрать к нему подходящий предмет (плавает — утка, рыба, и т.д.).

  1. «Кто как передвигается?»                                                                                 Цель: активизация глагольного словаря.

Описание. Педагог показывает фигурки животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Например: Лошадь - скачет, утка - плавает, белка — прыгает.

  1. «Кто лишний»

Цель: Совершенствование словаря.

Описание. Детям предлагается несколько фигурок, среди которых одна, не относящаяся к той же тематической группе, что другие фигурки. Дети должны показать лишнюю фигурку и объяснить, почему она «лишняя».

Например:

- корова, свинья, волк, коза;

- козленок, поросенок, гусенок, теленок;

- волчонок, медвежонок, лисенок, львенок;

- корова, ягненок, свинья, лошадь

  1. «Один - много»

Цель: закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа имен существительных.

Описание.

Педагог: «Мы — волшебники немного:

Был один, а станет много».

Педагог подает фигурки животных детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети возвращают обратно, называя существительные во множественном числе.

Например: корова – коровы, ягненок – ягнята, лев – львы и т.д.

  1. «Кто кем был?»

Цель: усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря.

Описание. Педагог показывает фигурку животного - взрослого, а ребенок показывает детеныша и говорит, кем был раньше названный объект. Например: медведь — медвежонком, ёжик — ежонком, курица – цыплёнком.

  1. Аналогично «Кто кем будет?»

Цель: усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря.

Щенок будет собакой. Котенок будет (кошкой). Жеребенок будет (лошадью). Ягненок будет (овцой). Теленок будет (коровой).

  1. «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов -ек-, ок-, -еньк.

Описание:

Педагог: «Скажи ласково об этом животном (подает фигурку животного учащимуся)». Ребенок, возвращая фигурку, отвечает.

Например: гусенок — гусеночек

  • • Цыпленок - (цыпленочек)
  • • Петух - (петушок)
  • • Гусыня - (гусочка)
  • • Утка - (уточка)
  • • Курица - (курочка)
  • • Рябая курица - (рябенькая курочка)
  • • Серый волк - (серенький волчок).

Аналогичное задание

Давайте назовём наших животных ласково.

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка и т.д.

  1. «Подбери три слова»

Цель: упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Описание: Педагог: «Я буду называть животных, а ты скажи какие они, придумай три признака».

Например, курица (пестрая, рябая, соседская)

  • • Цыплята
  • • Петух
  • • Медведь
  1. «Скажи по-другому»

Цель: учить образовывать причастия и согласовывать их с существительными.

Описание: Педагог: «Я скажу словосочетание, а ты скажи его по - другому. Например, петух поет. — Поющий петух.

  • Куры кудахчут. - (Кудахтающие куры).
  • Утка нырнула. - (Ныряющая утка).
  • Гуси плавают. - (Плавающие гуси).
  • Волк воет. – (Воющий волк).

Аналогичное задание

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

  • У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.
  • У быка острые рога. Бык какой? — ...  
  • У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ...
  • У кролика длинные уши. Кролик какой? — ... .  
  • У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ...
  • У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.
  1. «Эрудит»

Цель: усвоение категории родительного падежа.

Описание.

Логопед задает вопрос, а дети должны быстро на него

отвечать. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, у кого фишек оказывается больше всех.

Примерные вопросы — ответы:

- У кого большой хобот?

- Хобот у слона,

- У кого пушистый хвост?

- Пушистый хвост у лисы.

- У кого нос пяточком?

- Нос пяточком у свиньи.

  1. «Кто чем питается?»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Педагог спрашивает: «А чем животные питаются»? и подает фигурку животного.

Дети, возвращая фигурку животного, дают полный ответ.

Например: Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой.

Аналогичное задание «Кого, чем покормили?»

Цель: развивать умение составлять предложения, расширять словарный запас

Описание. Дети выбирают фигурку животного и по очереди рассказывают, какое у них животное и чем его можно покормить.

Примерный рассказ: « У меня лошадь, я дам ей охапку сена, кусок хлеба, налью ведро воды.» и т.п

  1. «Кого не стало?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, усвоение категории родительного падежа.                                                                                              

Описание: Логопед расставляет животных (произвольно) и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, какие фигурки животных у нас стоят. Вы будете закрывать глазки, а я в это время буду убирать фигурку животного (животных). После, открыв глазки, вы скажите, кого не стало. (Например: Не стало лошади; не стало коровы и теленка.).

  1. «Узнай по силуэту»

Цель: Развитие мелкой моторики, расширение и активизация словаря.

Описание. Ребенок с закрытыми глазами берет фигурку животного. Произведя манипуляции с фигуркой, называет животное и описывает его.

Аналогичное задание ««Угадай о ком я говорю»»

Цель: расширение и активизация словаря, закрепление основных форм, обозначающих признаки, развитие умения сравнивать предметы, выделяя в них характерные признаки.

Описание: Взрослый спрашивает у ребёнка: «Про кого говорят хитрая (колючий, трусливый, серый, косолапый)?

Ребёнок: Про лису (ежа, зайца, волка, медведя).

  1. «Чья у зверя голова?»

Цель: расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Описание. Педагог подает фигурку животного и говорит: (У медведя голова.... ), а ребёнок, возвращая должен сказать: «Медвежья » (у собаки голова — собачья, у коровы голова — коровья, у кошки голова — кошачья, у барана голова — баранья, у лошади голова — лошадиная и т.д.)

Аналогичное задание « Подбери слово»

Описание: Педагог: «Я буду называть признак, а ты подбери к нему слово предмет например, куриный — (гребешок)

  • • Утиная (походка)
  • • Гусиное (крыло)

Птичьи (перья)

  1. «Кто где?»

Цель: активизировать словарь, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Описание. Педагог расставляет животных и просит детей рассказать, кто и где оказался.

Потом просит детей проделать различные манипуляции с фигурками животных (Например: поставь ежа перед деревом или волка спрячь за елкой). И предлагает ребенка прокомментировать свои действия (Например: «Волка я поставил за деревом»).

  1. Игра «Чьи следы?»

Цель: развивать навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.

Описание. На столе с правой стороны выставляются фигурки диких животных, а с левой — картинки с изображением их следов. Шнурками нужно соединить фигурки животных и их следы.

Например:

Это след волка, он чей? Волчий

Это след медведя, он чей? Медвежий

Это след зайца, он чей? Заячий и т.п.

Аналогичное задание «Какой у кого домик?»

Описание. На столе с правой стороны выставляются фигурки диких животных, а с левой — картинки с изображением их домиков.

Педагог: «Рассели животных в их домики».

Дети, располагая животных, проговаривают: « У медведя медвежья берлога. У лисы лисья нора. У белки беличье дупло. У волка волчье логово. У ежа ежинная нора».

  1. «Страшный зверь»

Цель: отрабатывать навык словообразования

Описание. Взрослый: «Это волк (заяц и т. д.), а представь, что он огромного размера. То как мы его назовём? »

Дети: «Волчище» (зайчище, котище и т. д.).

Аналогичное задание

Цель: упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».

Педагог: «Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи.

  1. Игра «Длинный или короткий?»

Цель: усвоение слов-антонимов

Описание: Педагог и дети выставляют рядком фигурки животных и проговаривают:

- У зайца длинные уши, а у медведя короткие.

- У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.

- У медведя короткий хвост, а у белки длинный.

- У белки короткие лапы, а у волка длинные.

- У медведя короткий хвост, а у лисы длинный.

- У ежа короткие уши, а у зайца длинные.

  1. Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: отрабатывать навык согласования существительного с числительными

Один заяц, два зайца…пять зайцев

Один волк…

Один медведь…

Одна лиса…

Одна белка…

Игровые упражнения

  1. «Какое домашнее животное» Лает — ..., ржет — ..., мычит — ..., блеет — ..., хрюкает —…
  2. «Назови всю семью» Кошка — кот — котята, корова — ..., свинья — ..., овца — ..., лошадь.
  3. «Кто (что) лишний и почему?» Конь, баран, копыто, бык. Овца, коза, корова, лось.
  4. «Собака догоняет зайца». Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем? 
  5. «У кого больше ног» У коня или у козы?
  6. «Какое слово не подходит?» Корова, коровник, кора, коровий. Баран, бараний, баранина, баранка.
  7. «Объясни выражение» Ослиное упрямство. Собачья преданность. Пустить козла в огород. Живут как кошка с собакой.
  8. «Подскажи словечко» Табун — много лошадей. Стадо — много ... Отара — много ... Свора — много ...
  9. «Исправь предложение»

Кошка мурлыкал на диване. — Кошка мурлыкала на диване.

Собака кудахчет на чужих. Корова дает шерсть. Кошка клюет молоко. Свинья мычит в корыте.

Собака спит над будкой.

  1. «У кого что?»

Педагог детям: «Покажи животное»
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос - пятачок?

  1. «Кто где спит?»

Педагог рассказывает, производя манипуляции с фигурками животных: «Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».

Вопросы: Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?

  1. «Заколдованные животные»

медволк,    зайжик,    белса,         барведь,     лилось.

Задания на формирование грамматических форм:

  1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (лошадиная морда).
  2. «Предложение договори и его ты повтори»

Цель: Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепле­ние названий детенышей животных.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует,  ягнята... (жуют).

Задания на развитие связной речи

Дети, производя различные манипуляции с фигурками животных, выполняют задания:

1.Составление предложений по опорным словам (конура, в, собака, живет).

2.Составление распространенного предложения с обстоятельством места (В конюшне живут кони).

3.Составление распространенного предложения с однородными членами (У хозяйки живут козы, коровы, собаки и кот).

4.Составление предложений с простыми предлогами.

«Кто у нас в домике на ферме живет?»

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

  1. Продолжи рассказ «Кто живёт в деревне?»

Педагог: Приехала девочка Соня к бабушке в гости в деревню. Вышла во двор. Кого она там увидела? (взрослый выставляет на стол по одной фигурки животных).

  1. 6. Составление сложноподчиненного предложения  с союзами «потому что», «чтобы».
  2. Составление  рассказа о домашних животных (по выбору педагога).   Придумывание названия рассказа.

Например: Лошадь – это домашнее животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, хвост, морда. Четыре ноги, на ногах копыта. Тело покрыто шерстью. Лошадь - друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле.

  1. Пересказ рассказа без опоры на вопросы (рассказ по выбору).

«Кошка»
У кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.
«Дружок»
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

  1. Прослушать рассказ.

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Составить самостоятельно описательный рассказ об одном из животных (по выбору педагога или учащегося), придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть).

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

  1. Учащийся читает стих, производя манипуляции с фигурками животных. Обсудить прочитанное с ребенком. Назвать домашних животных и их детенышей.

Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.

Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят

Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята: дети у коров — телята,

И у лошади ребенок — тонконогий жеребенок.

А у свинки есть хотят десять славных поросят.

  1. Аналогичное задание

Кто что любит.

Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику — листок капусты, а корове — травки

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.

Кто как голос подает?

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький мышонок.

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок,

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — кудрявые ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

Упражнения на развитие логического мышления
Учим отгадывать загадки.

Педагог: «Покажи животного, о котором идет речь в загадке»:

1.Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком.
(Свинья)

2.С бородой на свет явился,
И не разу не побрился.
(Козел)
3.Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

4.Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)

        5.Сама пестра, ест зеленое, дает белое. (Корова)

6.Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда,
У меня кладовка. (Белка)

7.Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

  1. Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)
  2. У кого из всех зверей
    Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

10.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвостик колечком. (Собака)

  1. Маленький, беленький,
    По лесочку прыг-прыг!
    По снежочку тык-тык! (Заяц)