ovz7

 
Контактная информация:
adrНСО, с. Верх-Тула, ул. Советская 14
tel18 953-785-26-32
 email1school14@edunor.ru
metЯндекс - карта

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска (для классного руководителя)

Факторы

Особенности

Фамилия

Идеальные

Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»)

Косвенные высказывания о возможности суицидаль­ных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся за меня волноваться»)

Ситуативные

Суициды родственников, родителей

Смерть близкого родственника

Неизлечимые или тяжёлые соматические заболева­ния близких родственников, самого ребёнка

Наличие в семье психических больных

Разводящиеся родители, конфликты в семье

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциаль­ная семья

Неполная семья, семья с отчимом или мачехой

Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение)

Изменение места жительства, места учёбы (в течение последнего года)

Является отверженным

Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого)

Поведенческие

Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи)

Резкое изменение стиля поведения и способов обще­ния (был таким — стал другим)

Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение

Употребление подростком наркотиков

Изменение аппетита, сна, ритма жизни

Стремление к рискованным действиям

Резкое несоблюдение правил личной гигиены

Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство

Работа с проявлением агрессии ребенка

1) В работе с подростками педагогам нужно учитывать особенности поведения обучающихся, склонных к проявлению в высокой степени тех или иных форм агрессии.

2) Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка;

- весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);

- переключение внимания;

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

3)  Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом, никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

4)  Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

5) Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

6)   Контроль над собственными негативными эмоциями.

Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

7) Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:

- не повышать голос, не менять тон на угрожающий;

- не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);

- не кричать;

- не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;

- не использовать физическую силу;

- не втягивать в конфликт посторонних людей;

- не настаивать на своей правоте;

- не читать нотации, проповеди;

- не делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;

- не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.

8) Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого агрессора.

9) Сохранение положительной репутации подростка.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

10) Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

11) Обращение с подростком после агрессивного поведения:

  • подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
  • искать выход по переориентации его энергии на социально правильное русло;
  • следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
  • придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений.

12) Обучение подростка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

  • Комкать и рвать бумагу.
  • Бить подушку или боксерскую грушу.
  • Топать ногами.
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  • Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  • Посчитать до десяти.
  • Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
  • Вода хорошо снимает агрессию.

Рекомендации по преодолению вербальной агрессии у подростков

1. Никогда не позволять себе оскорбить подростков, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова. Это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистанционно.

3. В открытую не бороться, так как это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

5. Обсуждайте поведение только после успокоения.

6. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что.... Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

7. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.

8. Воинственность подростка можно успокоить своим спокойствием.

9. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания.