ovz7

 
Контактная информация:
adrНСО, с. Верх-Тула, ул. Советская 14
tel18 953-785-26-32
 email1school14@edunor.ru
metЯндекс - карта

Дидактические игры

  1. «Назови диких животных»

Цель: закреплять навык различения диких и домашних животных по внешним признакам.

  1. « Подбери действие».

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас.

Описание. Педагог спрашивает: «А что животные умеют делать»? и показывает фигурку животного.

Дети, беря в руки фигурку животного, отвечают: «Волк – охотиться, выть, грызть, злиться».

- Заяц – прыгать, прятаться, скакать, дрожать.

- Ёж – колоться, ползать, сворачиваться клубком, охотиться.

- Белка – скакать, запасаться, прыгать, грызть.

- Лиса – заметать следы, охотиться, прислушиваться.

- Медведь – спать, переваливаться, лакомиться.

После подбора действия к нескольким предметам, педагог может назвать любое действие и попросить ребёнка подобрать к нему подходящий предмет (плавает — утка, рыба, и т.д.).

  1. «Кто как передвигается?»                                                                                 Цель: активизация глагольного словаря.

Описание. Педагог показывает фигурки животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Например: Лошадь - скачет, утка - плавает, белка — прыгает.

  1. «Кто лишний»

Цель: Совершенствование словаря.

Описание. Детям предлагается несколько фигурок, среди которых одна, не относящаяся к той же тематической группе, что другие фигурки. Дети должны показать лишнюю фигурку и объяснить, почему она «лишняя».

Например:

- корова, свинья, волк, коза;

- козленок, поросенок, гусенок, теленок;

- волчонок, медвежонок, лисенок, львенок;

- корова, ягненок, свинья, лошадь

  1. «Один - много»

Цель: закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа имен существительных.

Описание.

Педагог: «Мы — волшебники немного:

Был один, а станет много».

Педагог подает фигурки животных детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети возвращают обратно, называя существительные во множественном числе.

Например: корова – коровы, ягненок – ягнята, лев – львы и т.д.

  1. «Кто кем был?»

Цель: усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря.

Описание. Педагог показывает фигурку животного - взрослого, а ребенок показывает детеныша и говорит, кем был раньше названный объект. Например: медведь — медвежонком, ёжик — ежонком, курица – цыплёнком.

  1. Аналогично «Кто кем будет?»

Цель: усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря.

Щенок будет собакой. Котенок будет (кошкой). Жеребенок будет (лошадью). Ягненок будет (овцой). Теленок будет (коровой).

  1. «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов -ек-, ок-, -еньк.

Описание:

Педагог: «Скажи ласково об этом животном (подает фигурку животного учащимуся)». Ребенок, возвращая фигурку, отвечает.

Например: гусенок — гусеночек

  • • Цыпленок - (цыпленочек)
  • • Петух - (петушок)
  • • Гусыня - (гусочка)
  • • Утка - (уточка)
  • • Курица - (курочка)
  • • Рябая курица - (рябенькая курочка)
  • • Серый волк - (серенький волчок).

Аналогичное задание

Давайте назовём наших животных ласково.

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка и т.д.

  1. «Подбери три слова»

Цель: упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Описание: Педагог: «Я буду называть животных, а ты скажи какие они, придумай три признака».

Например, курица (пестрая, рябая, соседская)

  • • Цыплята
  • • Петух
  • • Медведь
  1. «Скажи по-другому»

Цель: учить образовывать причастия и согласовывать их с существительными.

Описание: Педагог: «Я скажу словосочетание, а ты скажи его по - другому. Например, петух поет. — Поющий петух.

  • Куры кудахчут. - (Кудахтающие куры).
  • Утка нырнула. - (Ныряющая утка).
  • Гуси плавают. - (Плавающие гуси).
  • Волк воет. – (Воющий волк).

Аналогичное задание

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

  • У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.
  • У быка острые рога. Бык какой? — ...  
  • У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ...
  • У кролика длинные уши. Кролик какой? — ... .  
  • У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ...
  • У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.
  1. «Эрудит»

Цель: усвоение категории родительного падежа.

Описание.

Логопед задает вопрос, а дети должны быстро на него

отвечать. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, у кого фишек оказывается больше всех.

Примерные вопросы — ответы:

- У кого большой хобот?

- Хобот у слона,

- У кого пушистый хвост?

- Пушистый хвост у лисы.

- У кого нос пяточком?

- Нос пяточком у свиньи.

  1. «Кто чем питается?»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Педагог спрашивает: «А чем животные питаются»? и подает фигурку животного.

Дети, возвращая фигурку животного, дают полный ответ.

Например: Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой.

Аналогичное задание «Кого, чем покормили?»

Цель: развивать умение составлять предложения, расширять словарный запас

Описание. Дети выбирают фигурку животного и по очереди рассказывают, какое у них животное и чем его можно покормить.

Примерный рассказ: « У меня лошадь, я дам ей охапку сена, кусок хлеба, налью ведро воды.» и т.п

  1. «Кого не стало?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, усвоение категории родительного падежа.                                                                                              

Описание: Логопед расставляет животных (произвольно) и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, какие фигурки животных у нас стоят. Вы будете закрывать глазки, а я в это время буду убирать фигурку животного (животных). После, открыв глазки, вы скажите, кого не стало. (Например: Не стало лошади; не стало коровы и теленка.).

  1. «Узнай по силуэту»

Цель: Развитие мелкой моторики, расширение и активизация словаря.

Описание. Ребенок с закрытыми глазами берет фигурку животного. Произведя манипуляции с фигуркой, называет животное и описывает его.

Аналогичное задание ««Угадай о ком я говорю»»

Цель: расширение и активизация словаря, закрепление основных форм, обозначающих признаки, развитие умения сравнивать предметы, выделяя в них характерные признаки.

Описание: Взрослый спрашивает у ребёнка: «Про кого говорят хитрая (колючий, трусливый, серый, косолапый)?

Ребёнок: Про лису (ежа, зайца, волка, медведя).

  1. «Чья у зверя голова?»

Цель: расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Описание. Педагог подает фигурку животного и говорит: (У медведя голова.... ), а ребёнок, возвращая должен сказать: «Медвежья » (у собаки голова — собачья, у коровы голова — коровья, у кошки голова — кошачья, у барана голова — баранья, у лошади голова — лошадиная и т.д.)

Аналогичное задание « Подбери слово»

Описание: Педагог: «Я буду называть признак, а ты подбери к нему слово предмет например, куриный — (гребешок)

  • • Утиная (походка)
  • • Гусиное (крыло)

Птичьи (перья)

  1. «Кто где?»

Цель: активизировать словарь, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Описание. Педагог расставляет животных и просит детей рассказать, кто и где оказался.

Потом просит детей проделать различные манипуляции с фигурками животных (Например: поставь ежа перед деревом или волка спрячь за елкой). И предлагает ребенка прокомментировать свои действия (Например: «Волка я поставил за деревом»).

  1. Игра «Чьи следы?»

Цель: развивать навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.

Описание. На столе с правой стороны выставляются фигурки диких животных, а с левой — картинки с изображением их следов. Шнурками нужно соединить фигурки животных и их следы.

Например:

Это след волка, он чей? Волчий

Это след медведя, он чей? Медвежий

Это след зайца, он чей? Заячий и т.п.

Аналогичное задание «Какой у кого домик?»

Описание. На столе с правой стороны выставляются фигурки диких животных, а с левой — картинки с изображением их домиков.

Педагог: «Рассели животных в их домики».

Дети, располагая животных, проговаривают: « У медведя медвежья берлога. У лисы лисья нора. У белки беличье дупло. У волка волчье логово. У ежа ежинная нора».

  1. «Страшный зверь»

Цель: отрабатывать навык словообразования

Описание. Взрослый: «Это волк (заяц и т. д.), а представь, что он огромного размера. То как мы его назовём? »

Дети: «Волчище» (зайчище, котище и т. д.).

Аналогичное задание

Цель: упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».

Педагог: «Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи.

  1. Игра «Длинный или короткий?»

Цель: усвоение слов-антонимов

Описание: Педагог и дети выставляют рядком фигурки животных и проговаривают:

- У зайца длинные уши, а у медведя короткие.

- У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.

- У медведя короткий хвост, а у белки длинный.

- У белки короткие лапы, а у волка длинные.

- У медведя короткий хвост, а у лисы длинный.

- У ежа короткие уши, а у зайца длинные.

  1. Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: отрабатывать навык согласования существительного с числительными

Один заяц, два зайца…пять зайцев

Один волк…

Один медведь…

Одна лиса…

Одна белка…

Игровые упражнения

  1. «Какое домашнее животное» Лает — ..., ржет — ..., мычит — ..., блеет — ..., хрюкает —…
  2. «Назови всю семью» Кошка — кот — котята, корова — ..., свинья — ..., овца — ..., лошадь.
  3. «Кто (что) лишний и почему?» Конь, баран, копыто, бык. Овца, коза, корова, лось.
  4. «Собака догоняет зайца». Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем? 
  5. «У кого больше ног» У коня или у козы?
  6. «Какое слово не подходит?» Корова, коровник, кора, коровий. Баран, бараний, баранина, баранка.
  7. «Объясни выражение» Ослиное упрямство. Собачья преданность. Пустить козла в огород. Живут как кошка с собакой.
  8. «Подскажи словечко» Табун — много лошадей. Стадо — много ... Отара — много ... Свора — много ...
  9. «Исправь предложение»

Кошка мурлыкал на диване. — Кошка мурлыкала на диване.

Собака кудахчет на чужих. Корова дает шерсть. Кошка клюет молоко. Свинья мычит в корыте.

Собака спит над будкой.

  1. «У кого что?»

Педагог детям: «Покажи животное»
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос - пятачок?

  1. «Кто где спит?»

Педагог рассказывает, производя манипуляции с фигурками животных: «Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».

Вопросы: Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?

  1. «Заколдованные животные»

медволк,    зайжик,    белса,         барведь,     лилось.

Задания на формирование грамматических форм:

  1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (лошадиная морда).
  2. «Предложение договори и его ты повтори»

Цель: Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепле­ние названий детенышей животных.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует,  ягнята... (жуют).

Задания на развитие связной речи

Дети, производя различные манипуляции с фигурками животных, выполняют задания:

1.Составление предложений по опорным словам (конура, в, собака, живет).

2.Составление распространенного предложения с обстоятельством места (В конюшне живут кони).

3.Составление распространенного предложения с однородными членами (У хозяйки живут козы, коровы, собаки и кот).

4.Составление предложений с простыми предлогами.

«Кто у нас в домике на ферме живет?»

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

  1. Продолжи рассказ «Кто живёт в деревне?»

Педагог: Приехала девочка Соня к бабушке в гости в деревню. Вышла во двор. Кого она там увидела? (взрослый выставляет на стол по одной фигурки животных).

  1. 6. Составление сложноподчиненного предложения  с союзами «потому что», «чтобы».
  2. Составление  рассказа о домашних животных (по выбору педагога).   Придумывание названия рассказа.

Например: Лошадь – это домашнее животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, хвост, морда. Четыре ноги, на ногах копыта. Тело покрыто шерстью. Лошадь - друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле.

  1. Пересказ рассказа без опоры на вопросы (рассказ по выбору).

«Кошка»
У кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.
«Дружок»
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

  1. Прослушать рассказ.

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Составить самостоятельно описательный рассказ об одном из животных (по выбору педагога или учащегося), придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть).

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

  1. Учащийся читает стих, производя манипуляции с фигурками животных. Обсудить прочитанное с ребенком. Назвать домашних животных и их детенышей.

Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.

Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят

Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята: дети у коров — телята,

И у лошади ребенок — тонконогий жеребенок.

А у свинки есть хотят десять славных поросят.

  1. Аналогичное задание

Кто что любит.

Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику — листок капусты, а корове — травки

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.

Кто как голос подает?

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький мышонок.

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок,

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — кудрявые ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

Упражнения на развитие логического мышления
Учим отгадывать загадки.

Педагог: «Покажи животного, о котором идет речь в загадке»:

1.Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком.
(Свинья)

2.С бородой на свет явился,
И не разу не побрился.
(Козел)
3.Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

4.Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)

        5.Сама пестра, ест зеленое, дает белое. (Корова)

6.Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда,
У меня кладовка. (Белка)

7.Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

  1. Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)
  2. У кого из всех зверей
    Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

10.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвостик колечком. (Собака)

  1. Маленький, беленький,
    По лесочку прыг-прыг!
    По снежочку тык-тык! (Заяц)