Цели занятия:
- · определение понятия конфликт,
- · развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения,
- · анализ собственного поведения в конфликтной ситуации.
Здравствуйте. Сегодняшнее занятие будет посвящено проблеме конфликтов. Но прежде
всего мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались с каждым участником нашего занятия.
- Упражнение “Приветствие”. Цель упражнения: создание доброжелательной
атмосферы, настрой на плодотворную работу. Участники тренингового занятия передают
друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу тебе подарить…”.
А теперь мне бы хотелось, чтобы вы подумали и вспомнили человека, с которым вы часто
ссоритесь. Подумайте над тем, какие эмоции он у вас вызывает, что вы чувствуете в
конфликтных ситуациях. Давайте выполним упражнение “Карикатура на врага”.
- Упражнение “Карикатура на врага”
Нарисуйте своего “врага” в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами,
клыками, копытами. Время на выполнение этого задания – 5 минут.
И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком).
Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом “посадите” в клетку с
огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все,
конфликт исчерпан!
А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру
на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?
Ответы детей.
Таким рисунком, карикатурой вы прорабатываете свои негативные эмоции и снимаете
плохие установки. Когда вы видите “врага” в клетке, ваше сознание фиксирует: он не
опасен.
- Упражнение “Оригами “Щенок-оберег”
В качестве завершения предыдущей работы предлагается всем сделать себе оберег –
фигурку из бумаги, которая будет всегда рядом с ребенком и будет помогать ему и
оберегать его во всех делах и ситуациях. В виде символа предлагается фигурка собаки,
как наиболее употребительный вариант стража.
Домашнее задание. “Письма... к себе”
Различные стрессы, обиды, навязчивые ненужные воспоминания и мысли – все это можно
снять с помощью писем к себе. И вашим домашним заданием будет попытаться написать
письмо к себе.
Для этого нужно взять пять страниц. Лучше всего, если они будут цветными: белая,
желтая, зеленая, синяя и коричневая. Или же возьмите карандаши таких же цветов и
пишите ими.
Действуйте так:
- На “белой” странице вы описываете стрессовую ситуацию ФОРМАЛЬНО, как
следователь в протоколе: “Такого-то числа произошло то-то и то-то...”
- На “коричневой” начинаете бурно выражать все НЕГАТИВНЫЕ эмоции по поводу того,
что вы описали раньше. Здесь вы выступаете в роли пессимиста-нытика.
- На “желтой” странице ваша роль – оптимист в состоянии эйфории. Вы излагаете все
ПОЗИТИВНЫЕ эмоции.
- “Зеленая” страница – это поле для ТВОРЧЕСТВА, где ваша роль – “художник” или
“писатель”. Вы можете посвятить стихотворение этой ситуации или написать короткий
рассказ. Можно даже что-то нарисовать. В общем, творчески переосмыслите свою
проблему.
- На “синем” листке вы играете в “мудреца”: делаете точные и серьезные ВЫВОДЫ и
даете советы сами себе.
Вот этот синий листок и есть решение ваших проблем. Все остальные помогли вам
взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. И теперь вы можете принять наиболее
верное решение.
Письмо не должно быть для вас тяжелой повинностью. Пишите от души, иначе никакого
терапевтического эффекта не будет.